Психология и педагогика девиантного поведения

Предметно-методические секции УМО > Психология и педагогика девиантного поведения

Председатель секции - Жевлакович Сергей Степанович (исполняющие обязанности заместителей председателя - Дворянчиков Николай Викторович, Тихомиров С.Н.)

 

 

Общая информация о секции

Предметно-методическая секция «Психология и педагогика девиантного поведения» создана по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения»  Учебно-методического объединениявысших учебных заведений Российской Федерациипо психолого-педагогическому образованию.

Выделение данной секции в УМО обусловлено тем, что современное состояние социальных, экономических, демографических условий в России  требует модернизации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и подготовки работающих в ней специалистов (инспекторов по делам несовершеннолетним, специалистов по социальной работе, психологов, педагогов и др.) Проблемы, которые ставит перед ними современная жизнь, не могут быть решены профессионалами одного профиля, а требуют междисциплинарного и комплексного подхода. Большинство несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете, учете в КДН и ЗП, ПДН, характеризуются целым спектром психолого-педагогических проблем. Анализ профессиональных потребностей работающих с ними специалистов разных ведомств (системы образования, социальной защиты, МВД и др.) показывает необходимость организации современной психолого-педагогической подготовки кадров в области проблем девиантного поведения, его профилактики и сопровождения несовершеннолетних.

Область профессиональной деятельности специалистов

По специальности  «Педагогика и психология девиантного поведения» включает в себя решение комплексных задач в сфере психолого-педагогической работы с проблемами девиантного поведения детей, подростков и взрослых, профилактики девиантного поведения, сопровождения детей и подростков группы риска, коррекции и реабилитации детей, подростков и взрослых с девиантным поведением, психолого-педагогической экспертизы и прогнозирования; психолого-педагогического обеспечения социальной работы по защите прав и законных интересов детей и подростков, социальному оздоровлению семьи, предупреждению безнадзорности, беспризорности, девиантного поведения детей и подростков, профилактике правонарушений несовершеннолетних в системе учреждений образования, социальной защиты населения, правоохранительных органов и других учреждений и организаций, работающих с детьми, подростками и взрослыми с проблемами в поведении.

В своей работе секция руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Положением об УМО, настоящим Положением, решениями Совета УМО, Президиума Совета УМО, Председателя Совета УМО.

Решением заседания президиума УМО (от 31 марта 2011 года) в  секции было выделено две подсекции:1) Психология и педагогика девиантного поведения (для подготовки специалистов для работы в силовых структурах и ведомствах), 2) Психология и педагогика девиантного поведения (для подготовки специалистов для социальной сферы).

Основные задачи и функции секции

Основные задачи и функции секции «Психология и педагогика девиантного поведения» в области учебно-методической работы секция:

1.  Осуществляет разработку и рассматривает документы (материалы) по специальности и направлению 050400 Психолого-педагогическое образование по профилю секции:

  • минимум содержания основной обязательной и дополнительной программ подготовки студентов (слушателей);
  • разработка и внесение предложений по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса по дисциплине (дисциплинам) ООП по профилю секции;
  • примерные списки рекомендованной литературы по базовым дисциплинам ООП соответствующего направления или специальности, включая научные журналы;
  • материалы для осуществления текущего, рубежного и итогового контроля знаний обучающихся в образовательных учреждениях по дисциплине (дисциплинам) ООП по профилю секции;
  • примерные учебные планы, программы и другие учебно-методические материалы;
  • современные образовательные технологии и методики преподавания дисциплин (отдельных разделов и тем);
  • квалификационные характеристики выпускников образовательных учреждений;
  • иные документы.

2. Проводит по поручению Председателя Совета УМО рецензирование и предварительную экспертизу рукописей учебников и учебных пособий, претендующих на грифы «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника (учебного пособия)...», «Рекомендовано (допущено) УМО в качестве учебника (учебного пособия)...».

3. Разрабатывает и рассматривает предложения по изменению номенклатуры специальностей (направлений) и специализаций.

4. Изучает, обобщает и распространяет передовой опыт учебно - методической работы по дисциплинам ООП по профилю секции в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

5. Готовит предложения по укреплению связи обучения с практикой, оценивает качество обучения в образовательных учреждениях на основе изучения отзывов о выпускниках.

6. Осуществляет выработку рекомендаций по применению автоматизированных средств обучения в учебном процессе и при подготовке, переподготовке и повышении квалификации профессорско-преподавательского состава.

7. Изучает действующие учебные программы, учебно-методические материалы по дисциплинам профиля секции и готовит рекомендации по повышению эффективности и качества организации обучения.

8. Обсуждает предложения по совершенствованию системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, реализующих ООП по специальности  «Педагогика и психология девиантного поведения», осуществляет экспертизу Программ повышения квалификации и разрабатывает рекомендации по обновлению содержательного, технологического и организационного обеспечения учебного процесса как в части профессионального, так и других учебных циклов ООП.

В области научно-исследовательской и редакционно-издательской деятельности:

  1. Формирует предложения по составу авторских коллективов для написания учебников, учебных пособий, материалов тестового контроля, подготовки примерных учебных программ и других учебно-методических материалов.
  2. Готовит проекты решений Совета УМО об издании учебно - методической литературы для обеспечения учебных программ, внесение таких проектов на рассмотрение Президиума Совета УМО.
  3. Обеспечивает проведение единой научной и редакционно-издательской политики.
  4. Принимает участие в подготовке нормативных актов, регламентирующих научно-исследовательскую и редакционно-издательскую деятельность вузов, входящих в состав УМО.
  5. Проводит анализ обеспеченности учебных дисциплин учебниками, учебными пособиями, другой учебно-методической литературой и подготовка рекомендаций по формированию плана издания учебной литературы по дисциплинам по профилю секции.
  6. Рассматривает планы издания учебно-методической литературы.
  7. Рассматривает результаты научных исследований по проблемам содержания и методики обучения. Готовит рекомендации по их внедрению в учебный процесс.
  8. Проводит ежегодный анализа научной и редакционно - издательской деятельности вузов, осуществляющих подготовку по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование (специалитет).
  9. Создает банки данных выходящей в вузах – участниках УМО по психолого-педагогическому образованию учебной и учебно-методической литературы, электронных образовательных ресурсов по дисциплинам базовой и вариативной части ООП.
  10. Изучает и распространяет передовой опыт, в том числе зарубежный, в области организации и преподавания дисциплин по профилю секции.

В области взаимодействия с работодателями:

1. Принимает участие в подготовке документов, регламентирующих  социально-партнерское взаимодействие вузов, входящих в состав УМО, с потенциальными работодателями по профилю секции.

2. Разрабатывает рекомендации по осуществлению взаимодействия с заказчиками и потенциальными работодателями с целью привлечения их к участию в государственно-общественной оценке содержания и качества подготовки специалистов по педагогике и психологии девиантного поведения.

3. Рассматривает и формирует предложения по организации деятельности Попечительских советов вузов в разделе участия в государственно-общественной оценке содержания и качества  подготовки специалистов по профилю секции.

4. Рассматривает на основе анализа опыта взаимодействия вузов с работодателями предложения по совершенствованию:

  • содержания образования, разработке и внедрению современных образовательных технологий и методик преподавания дисциплин (отдельных разделов и тем) по профилю секции;
  • квалификационных характеристик выпускников по специальности Педагогика и психология девиантного поведения;
  • квалификационных характеристик (стандартов) работающих специалистов по профилю секции;
  • системы повышения квалификации работающих специалистов и профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, реализующих ООП по специальности  «Педагогика и психология девиантного поведения».

5. Проводит анализ результатов социально-партнерского взаимодействия вузов с потенциальными работодателями на этапах лицензирования, постлицензионного контроля и аккредитации образовательных программ по профилю секции.

6. Изучает и распространяет передовой опыт, в том числе зарубежный, в области организации взаимодействия вузов с заказчиками и потенциальными работодателями по профилю секции.

 

Документы секции

1. Примерная основная образовательная программа 

Высшего профессионального образования по направлению подготовки 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения» (для подготовки специалистов для социальной сферы) (квалификация – специалист)

Высшего профессионального образования по направлению подготовки  050407 «Педагогика и психология девиантного поведения» (для подготовки специалистов для силовых структур и ведомств)  (квалификация – специалист)

2. Примерный учебный план 

основной образовательной программы подготовки специалиста по направлению 050407  «Педагогика и психология девиантного поведения» (для подготовки специалистов для социальной сферы) (квалификация – специалист)

основной образовательной программы подготовки специалиста по направлению 050407  «Педагогика и психология девиантного поведения» (для подготовки специалистов для силовых структур и ведомств) (квалификация – специалист)


3. Аннотации курсов дисциплин 

 

4. Проект "Положение о специальной подготовке (для подготовки специалистов для социальной сферы)"

Скачать документ проекта (Adobe PDF)

5. Аналитическая справка о научной и научно-издательской деятельности вузов - членов секции "Психология и педагогика девиантного поведения" в 2012 году  Скачать документ

Документы для вступления в УМО

Научные журналы по психологии и педагогике